Лучший запад земли
Екатерина Глушик
Репортаж из Белоруссии – с любовью!
Нечасты, а потому незабываемы моменты, когда слышанное тобой не раз ты ощущаешь, а не только понимаешь разумом. Именно такой первоначальной осенью, хрустальными, звенящими от свежести и чистоты днями побывали мы в Белоруссии. Рассекали на автобусе убранные поля, бескрайние леса, оставляли за окном сёла и города. И ловила себя на мысли, что дорожные пейзажи Руси всегда изумительны: зимой – белизной полотна, стеной засыпанных снегом деревьев, неподвижных и величественных. Весной – светлым изумрудом распускающейся листвы, пробивающейся из тёмной влажной земли травой.
Летом – насыщенной зеленью с вкраплениями сдержанных в своём изяществе лесных и полевых цветов. Осенью – непередаваемым ни одной картиной сочетанием разноцветья: багрянца, лимонной, спело-пшеничной, горчичной, коричневой листвы на фоне лазурного неба. Даже времена года у нас – откровенные! Зима так зима! Лето так лето! Весна так весна! Осень – вот она! И не унылая пора, а лишь очей очарованье. Да ещё когда едешь по белорусской земле, которая сама по себе чарует, едешь из хорошего к прекрасному. Из прекрасного в хорошее. Пресс-тур по Белоруссии опять и удивил, и вдохновил, и насладил. Посетив Гродненскую область – ехали в Минск на пресс-конференцию Лукашенко. И от добра добра ищут. И находят.
«Актуальные вопросы сотрудничества Беларуси и России» нам, 70 журналистам из разных регионов России – от Калининграда до Читы – предстояло ставить и отвечать на них на промышленных и социальных предприятиях и объектах Гродненской области. Особенно это важно сейчас, когда мы уже на пороге Евразийского союза. Что наши страны могут предложить друг другу? Как готовы сотрудничать люди, какова степень взаимопонимания? Значение таких пресс-туров велико. Это отметил и Александр Лукашенко на конференции, которой тур завершился: именно после таких пресс-туров, программа которых предусматривает ознакомление с промышленными объектами, с сельскими предприятиями, социальными аспектами, появляются объективные материалы о жизни в Белоруссии.
Ведь российские телевизионные каналы преимущественно превратно представляют белорусскую действительность. Россияне же после того, как журналисты проведут этакую «разведку боем» и поведают об увиденном читателям, едут в Белоруссию отдыхать, лечиться, знакомиться с памятниками истории, покупают белорусские товары. Это способствует дружеским отношениям. И материально укрепляет братскую страну, основной торговый партнёр которой – Россия. Цифры и факты: 35 тысяч россиян в прошлом году переехало жить в Белоруссию, а из Белоруссии в Россию – только 9 тысяч, основной торговый партнёр Белоруссии – Россия.
Итак, в центре внимания российских журналистов – Гродненская область, где проживает 1 миллион 58 тысяч человек 94 национальностей. Более 60 процентов из них – белорусы, около 20% – поляки, русских – менее девяти процентов. Сама область, включающая 17 районов, образована 20-го сентября 1944 года. Вот вам советская власть: ещё война идёт, а страна занята восстановлением и созиданием.
Начинается наш тур с Гродно. Это музей под открытым небом, как сами жители говорят. В 10 веке на правом – высоком берегу Немана начал город застраиваться. А первое упоминание о нём относится к 1128 году. И лишь в 15 веке, после разгрома основного врага этих земель – крестоносцев, разбитых и уже не имевших возможности совершать опустошительные набеги – застраивается и левый, пологий, а потому менее защищённый от нападений берег. 200 гектаров площадь старого города, это самый большой и хорошо сохранившийся старый город Белоруссии, во все времена подвергавшейся нападениям и разрушениям.
Нам показывают старейшее строение: уникальную православную церковь 12 века – Бориса и Глеба. Зодчие в те времена уже были новаторами: в стены вмонтированы кресты из разноцветной майоликовой плитки, они сияли под лучами солнца, и плывущие по Неману, на высоком берегу которого стоит храм, суда были ослеплены чудесным сиянием. Вообще в области проживают представители 17 конфессий. В Белоруссии 50% людей считают себя верующими, из них 80% – православные. В разных областях эти цифры не одинаковы, где-то немало католиков. Все, в том числе и Александр Лукашенко в ходе своей пресс-конференции, подчёркивают, что разногласий, тем более, столкновений, на национальной и религиозной почве в республике нет.
Развиты промышленность и сельское хозяйство. Химическое, пищевое, чулочно-носочное производство мы смогли посмотреть. Невольно сравниваешь: 7624 организации малого и среднего бизнеса работают в области, по сравнению с началом первого полугодия 2013 их число выросло на 359 организаций (и эта тенденция – по всей стране). А у нас 350 тысяч таких же предпринимателей почти тем же временем свернули свой бизнес. Что называется, почувствуйте разницу. В области 212 предприятий с российским капиталом, Россия и приоритетный внешнеторговый партнёр (на её долю приходится 45% внешней торговли). Доминирующий объём в экспорте в Россию занимает мясо-молочная продукция. Слава о ней идёт поистине по всей Руси великой, и для белорусов уже проблемой является то, что под маркой белорусской продукции ушлые бизнесмены выпускают дрянной товарец.
Каково? Подделывают французские, итальянские модные бренды. И белорусские! Это ли не лучшая аттестация? Вплоть до того, что россияне открывают на территории Белоруссии цеха (а частный бизнес начать в республике просто), закупают мясную обрезь в Польше, мастачат колбасу и везут продавать «Товары из Белоруссии». Там ни белорусского качества, ни исходного материала, ни традиций (об этом на своей встрече с журналистами говорил Председатель Гродненского областного исполнительного комитета Семён Борисович Шапиро). И запретить такое нельзя: обрезь пригодна для производства, санитарные условия соблюдены, чужая марка не используется. Слово «белорусский» не запретишь употреблять, везут действительно из Белоруссии.
Ну, а настоящие белорусские мясопродукты мы отведали от души. В том числе Гродненского мясокомбината, директор которого Анатолий Дмитриевич Гришук не только потчевал нас, словно родных детей кормил. Но и выступал экскурсоводом по историко-культурному комплексу «Партизанский лагерь». В лесном массиве обустроил, соорудив блиндажи, землянки, свезя образцы военной техники, Анатолий Дмитриевич эту поляну с целью единственной – чтобы люди не забывали свою историю. И 40 тысяч человек ежегодно проходит через этот музей.
«Конте Спа»
Разговоры о том, что Советский Союз был подкошен невниманием к бытовым нуждам граждан, имеют под собой основание. Действительно, едва ли большой проблемой для страны была организация производства, например, чулочно-носочных изделий высокого качества. А ведь трудности с их приобретением были. Хотя уж государство-то могло наладить и производство, и сбыт. Ведь буквально трое человек в 1997 году, решив производить полиамидные колготы, приобрели два вязальных станка. Взялись за совершенно новое для себя дело. И вот вам результат: «Конте Спа» – ныне крупнейший в Европе завод по производству чулочно-носочных изделий. Около 4 тысяч наименований. Почти 90 миллионов штук ежегодно…
Уже более 1400 современных вязальных станков, 2500 человек трудится… Чулки, носки, детские, женские колготки… Расцветки, фасоны – на любой вкус. 67,5% продукции идёт на экспорт. Удельный вес в общем объёме экспорта в Россию – 74,3%. Предприятие частное. А вот, что говорил о формах собственности Александр Лукашенко:
«Я бы не торопился вычёркивать из нашей жизни всё то, что государственное. Но мы не против частного. Я знаю, что такое частное – ты болеешь душой. Но если ты его создал, если тебе не через махинации достались акции… 35-40 процентов богатств России – у 110 человек. Кто они? Тогда им было 25-27, сейчас под 35-40 лет. Они что, за 10 лет миллиарды заработали? Невозможно! Невозможно физически это…»
Валентин Валентинович Байков – директор и один из учредителей «Конте Спа», музыкант по образованию, водит нас по своим владениям – 45 000 квадратных метров бывшей овощебазы. 200-300 тысяч изделий в день здесь вяжется, сшивается, красится… Строится на 30 000 кв.м современная фабрика. Вязальный цех. Сотни бобин с нитями, сосредоточенные девушки у станков. Швейный цех – молодые работницы немного смущены вниманием десятков журналистов, но ловко орудуют на своих станках. Упаковочный цех. Знакомые, преобразующие ногу «Конте», которые отсюда – уже на полки магазинов.
Большое внимание уделяют на фабрике социальным программам и соцобъектам. Показали обустроенные предприятием, известные уже не только в республике, но и далеко за её пределами развлекательный центр «База» на 500 мест и боулинг-клуб «Метро». Из Москвы, из европейских стран приезжают любители насыщенно провести досуг. Современное оформление, невероятная акустика… Тридцать три удовольствия. По карману ли отдых в таком клубе работникам фабрики, среди которых подавляющее большинство – молодёжь? Ей и повеселиться хочется. Вполне. Не каждый день, но вполне. К тому же, на коллективы выделяются поощрительные билеты. И можешь получить своеобразную премию – бесплатное посещение клуба.
«Конте Спа» – пример, когда новое дело с чистого листа – и уже в европейских лидерах.
Гродненский клинический кардиологический центр
Тот редкий случай, когда посетить больницу приятно, Во-первых, потому что сам покуда не пациент. Во-вторых – великолепное это зрелище! Центр функционирует с 1981 года, а в ноябре 2011 была завершена реконструкция. В модернизацию здравоохранения 100 миллиардов долларов за две пятилетки вложили белорусы! В кардиоцентре введены новые отделения, в клинику на 183 койки ежегодно госпитализируется 5 тысяч человек. Выполняются такие лечебные и диагностические вмешательства, как коронароангиография, аортография, аорто-коронарное шунтирование, маморокоронарное шунтирование… Одним словом, самые сложные операции на сердце. Все виды медицинских услуг для граждан Белоруссии – бесплатны.
Уже и уговаривать никого не надо лечь на операцию: «сарафанное радио» срабатывает. Люди, получившие помощь, на глазах преображаются: бодреют, ведут активный образ жизни. И если даже в самом глухом селе врач на приёме советует сделать операцию – на неё идут без боязни. Давно я не заглядывала в нашу Конституцию. Она, как английская королева, царствует, но не правит. Все мы имеем на что-то право. В том числе, помнится, на бесплатное образование, медицинскую помощь… Кто где её получил? Получить-то получили, и всё. Довольно ощутимо даже. Но не помощи.
А согласно нашему союзному договору, если россиянин был срочно госпитализирован, находясь в Белоруссии, и ему понадобилось хирургическое вмешательство – оперируют бесплатно. Оказывает центр и платные услуги, в том числе гражданам иностранных государств. Всё больше россиян доверяет свою жизнь, здоровье белорусским врачам. Центр расположен в массиве леса: тишина, покой, чистый воздух… Думаю, многие журналисты, осмотрев центр, узнав о его работе, уходили с тайной мыслью: коли что, сердчишко зашалит, вот бы в этот момент оказаться здесь, в Гродно… И оборудование, и персонал внушают уверенность: жить будете!
На селе
На пресс-конференции Лукашенко много говорил о сельском хозяйстве. Вот лишь некоторые его суждения: «За последние две пятилетки 40 миллиардов примерно в сельское хозяйство вложили! И, поскольку мы вложились прилично, нам нет необходимости массированные вливания делать в сельское хозяйство и поддерживать, иначе иждивенцами станут. В этом году продадим продукции с/х на 6 миллиардов долларов. А с пустых прилавков начинали! 68% – молочная продукция идёт на экспорт, 45% – мясная, а из них 80 – говядина… Я ведь сам сельский человек и работал на селе. Что такое деревня? Это не просто какой-то посёлок, где живут люди. А это специфический, особый уклад жизни. Я всегда говорю: для Беларуси, да и для России – это основа государства. Если мы теряем деревню и людей, не будет у нас нормального государства. И мне, когда решал в своё время вопрос, идя на модернизацию сельского хозяйства, главное было – сохранить человека на земле. Надо, чтобы молодёжь там хотела жить и работать. Да и люди старшего возраста. Надо, чтобы тёплая вода была, чистый асфальт, и чтобы детей можно было искупать в ванне. И мы создали 1480 агрогородков.
И создавать надо крупные компании по реализации продукции. У нас, наверное, будет шесть или семь, а потом, может, и две гигантские компании, которые будут продавать за пределы страны молоко. Все они чётко координируются и контролируются министром сельского хозяйства. А у вице-премьера главная задача – продать продукцию. Я могу ночью его поднять и спросить – какая цена на молоко, на мясо, куда продал последние партии, по какой цене? Мы должны видеть цены. На биржу продукцию отдаём и по биржевым ценам торгуем. Ни в коем случае нельзя потерять управляемость. Стихийного рынка нигде нет. Япония, суперрыночная страна, составляет в год около двух тысяч планов (балансы называются, но это план). Они всë планируют. Две тысячи! Нам и не снилось в Советском Союзе. Когда я не знал, как делать, то слушал Запад и делал наоборот. Потому что знал: мы – конкуренты, они нам ничего не порекомендуют хорошего. И в Америке ведомства всё планируют. У нас и пятилетнее планирование, и ежегодное планирование. Да, не всегда у нас получается. Но если власть заявляет, что мы планируем это, это, это, и не выполняет, то у народа есть возможность оценить нашу работу. Это важно…»
При таком подходе руководителя и результаты впечатляют. О белорусских продуктах сказано немало. Отведано вкусностей и в Москве, и в самой Белоруссии. Не раз бывала и на предприятиях, производящих мясо-молочную продукцию. Есть что показать и в Гродненской области. Повезли нас в с/х производственный кооператив «Обухово». Образован он в 1954 году, и аж с 1967 года им руководит Герой социалистического труда И. Сенько. Аккуратненькие домики. Чистота. Но показывают нам не производство (здесь специализируются на выпуске мяса и молока), а социальные объекты. В частности, Дом культуры, руководит которым выпускник Ленинградского института культуры Алексей Иванович Тяжкин.
Репетиционные классы детского танцевального ансамбля, мужского вокального коллектива. Зрительный зал на 514 мест – не всякий районный центр таким может похвастать. Совхоз на коллективы самодеятельности выделяет средства, помогает и школе: 150 тысяч долларов в этом году. Вот библиотека: стеллажи, подписные издания (31 журнал и 9 газет), 800 читателей записано (при 2070 жителей в Обухово), компьютеры, тематические стенды, детские рисунки. Для нас – рутинные формы работы. Но дети-то подрастают. Для них конкурс – новое событие, волнительное.
Дети в Белоруссии – в центре заботы и внимания и общества, и государства. Много пересудов в российской прессе было о том, что президент РБ собирается огромные деньги выделить для стимулирования деторождения. Вот слова Лукашенко: «Есть, в частности, предложение: за первого ребёнка – 10 тысяч (долларов. – Е.Г.) выплачивать, за второго – 10 тысяч, за третьего – ещё 10 тысяч. Это счёт в банке. Ты его не возьмёшь до определённого времени (до трёх лет пока не исполнится ребенку или до совершеннолетия – мы должны ещё решить). Это не то, что тебе дали 10 тысяч – и ты пошёл пропил их. Нет, это как у вас материнский капитал, но более прозрачный для людей: родил ребёнка – вот тебе энная сумма – к примеру, 10 тысяч, может, это будет 20 тысяч, может, 5 тысяч, будет зависеть от экономической ситуации в стране…
«Яйцеголовые» умники начали ёрничать: «А-а, вот такая финансовая ситуация в стране, а где он миллиарды найдёт…» Во-первых, это 350 миллионов, если по 10 тысяч. Если другие суммы, то где-то под 800 миллионов долларов в год. При ВВП под 60 миллиардов долларов, думаю, Беларусь при её порядке и дисциплине, может найти. И мне предстоит в ближайшее время выбрать предложение, для того чтобы подтолкнуть рожать…»
Так что внимание к детям – всестороннее…