Ситуация на границе Белоруссии и стран Евросоюза далека от разрешения. Только за прошедшие сутки польские и литовские силовики отогнали от своих рубежей около 500 человек. В логистическом центре остаются тысячи беженцев. Некоторые уже готовы уехать на родину, но многим просто некуда возвращаться.
Ещё вчера пройти по логистическому центру, не наступив на чью-то организованную прямо на полу постель, было задачей невозможной. Сегодня территорию расширили, выделив под нужды беженцев ещё три яруса.
На стеллажах, где ещё неделю назад хранили крупногабаритные грузы, теперь мигранты организуют спальные места, причем как на нижнем ярусе, так и на верхнем. Берут деревянные палеты, сверху накладывают матрасы, одеяла, подушки– все то, что им выдали в логистическом центре.
Горячая еда, медикаменты, подгузники, игрушки и даже зарядные устройства – со всей страны мигрантам привозят гуманитарную помощь. Но то, что конкретно эти две тысячи беженцев обрели временное укрытие, увы, не решает ни глобальную проблему миграционного кризиса, ни частные проблемы других мигрантов, все ещё кочующих по лесам вдоль европейских границ.
Граница вблизи Бреста. Женщина в ужасе выкрикивает имя своего ребёнка. Ее польские пограничники силой вытолкнули за кордоны, оставив мальчика на территории Европы. И таких кадров маленьких трагедий, каждые сутки становится все больше. Жестоко и цинично Евросоюз пресекает попытки истощённых людей получить шанс на новую жизнь. Шанс, за который они продавали своё имущество и оставляли родные земли.
Только за прошедшие сутки литовские силовики пытались насильственно вернуть в Белоруссию более 140 беженцев. Поляки прогнали от своих границ свыше 350. На сопредельных территориях в тяжелейших условиях продолжают жить ещё сотни мигрантов.
"Мы призываем страны к немедленному совместному решению. Здесь мы говорим не только о Белоруссии, но и прилегающих в соседних европейских странах В первую очередь мы также призываем страны соблюдать международное право, права мигрантов и беженцев. И также к совместному незамедлительному решению данного вопроса и данной ситуации", – заявила Махым Оразмухаммедова, глава представительства Международной организации по миграции в Белоруссии.
Но страны Европы призывов то ли не слышат, то ли намерено их игнорируют. Надеясь, видимо, что без их участия, тысячи беженцев вдруг просто встанут и уйдут. И те, кто готовы уйти, действительно есть.
"Порядка двухсот человек курдской национальности готовы, изъявили желание возвращаться домой на родину. У них есть автономия, родина своя. Езидам некуда возвращаться, они жили после геноцида 2014 года в платочных лагерях, а сейчас они оттуда уехали, и даже может быть и этих палаток нет. Поэтому они ни в коем случае не хотят вернуться", – отметил Худо Бакаян, заместитель председателя Всемирного конгресса езидов.
Около 200 граждан Ирака просят вернуть их ближайшим вывозным рейсом, ведь им есть куда возвращаться. Но у большинства беженцев дома больше нет в принципе.
"Местность, откуда я родом, давно отравлена войной, я бы хотел вернуться домой, если бы этот дом у меня был. Но его нет", – рассказывает беженец-езид.
"Нет, я не могу вернуться, потому что возвращаться мне некуда! Там больше вообще ничего нет – ни работы, ни образования, никакого будущего", – жалуется беженец-курд.
Но согласится ли Европа им это будущее подарить? На этот вопрос, похоже, пока ни у кого нет ответа.